На главную Базисный учебный план Санитарные нормы #

Готовность к школе. Диагностика дошкольников.

Малышу исполняется шесть лет и у родителей встает вопрос:"Не пора ли ребенку в школу?".

Большинство родителей руководствуются несколькими критериями готовности ребенка к школе: календарный возраст, желание самого ребенка, уровень общего развития, состояние здоровья. Какой критерий самый важный?

Отчего же зависит готовность ребенка к школьному обучению - это прежде всего: физиологическое, социальное и психическое развитие. Эти составляющие школьной готовности тесно переплетаются и взаимосвязаны между собой, недостатки в формировании хотя бы одной из ее сторон, каким-либо образом могут сказываться на успешном обучении в школе. Под готовностью к школе следует понимать достижение ребенком определенного уровня развития, при котором он может успешно справиться со всеми требованиями обучения, адаптироваться к условиям школы и обязанностям первоклассника.

Здоровье - основа всего. Это первое на что должны ориентироваться родители. Серьезно задумайтесь о своевременности решения пойти в школу ребенку с 6 лет, если у него имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, имеет ослабленный иммунитет - часто болеет. В этих случаях необходимо проконсультироваться с педиатром, т.к. необходимо помнить о том, что адаптация к школьному обучению, даже физически крепкого первоклассника - это процесс, дающий огромную нагрузку на все системы организма, что приводит в начале учебного года ослаблению иммунитета и частым заболеваниям среди детей.

Существуют понятия "паспортный" и "биологический" возраст. Биологический возраст - степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту. Часто бывает, что паспортный возраст не соответствует биологическому. К сожалению, родители не всегда учитывают, что организм 6-7-леток еще находится в стадии формирования. В этом возрасте ребенок растет особенно быстро. Физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Основной рост приходится на лето. В зимний период рост замедляется и у первоклассников нередко отмечается похудение ребенка, что свидетельствует о неблагоприятном воздействии нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале не должно происходить снижение массы тела.

У детей дошкольного возраста интенсивно идет формирование опорно-двигательного аппарата, формирование скелета, суставов , мускулатуры). В этом возрасте значительно изменяются кости скелета по форме, размерам, внутреннему строению. И если организм 6-7 летнего ребенка не завершил своего развития, станет ясно почему первокласснику так трудно длительное время неподвижно сидеть и удерживать статическую позу. Статическое напряжение физиологически гораздо утомительнее, чем динамическое. Чем младше ребенок, тем сильнее выражена у него двигательная доминанта, потребность в движении, а длительное торможение вызывает значительное утомление ЦНС. Не закончен в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки. Неправильная посадка может быстро привести к искривлению позвоночного столба.

Кроме того, в этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено полностью окостенение костей запястья и пальцев. Мелкие и точные движения пальцев затруднены и утомительны. Продолжительность непрерывного письма в начальных классах не должна превышать 8-12 мин. Длительное переписывание ведет к глубокому переутомлению.

Чтобы способствовать развитию мышц необходимо выполнять точные и скоординированные движения пальцев рук. Такие занятия как лепка, собирание фируг на детском конструкторе и из мелкой мозаики, вышивание, завязывание шнурков, застегивание мелких пуговиц. Очень полезны гимнастика для пальцев и различные "пальчиковые игры".

В 6-7 лет сердечно-сосудистая и кровеносная систем продолжает свое развитие. В это время она становится более уязвимой и остро реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды. Только равномерные нагрузки, соблюдение разумного режима дня, режима труда и отдыха помогут, не утомляя школьника, решать вопросы развития его личности и познавательной сферы.

Важнейшую роль во взаимодействии организма с окружающим миром принадлежит центральной нервной системе, а степень ее зрелости определяется в формировании сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Дети 6-7 летнего возраста уже готовы воспринимать значительный поток информации, усложняющегося с началом обучения. В этом возраст сформировано устойчивое внимание. Но лишь к 9-10 годам дети смогут сосредоточенно и продолжительное время. Однако произвольное внимание неустойчиво, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему словесное объяснение для младших школьников имеет меньшее значение, чем зрительный образ, показ , яркая картинка или слайд. Это запоминается гораздо сильнее, чем просто рассказ учителя. Для ребенка 6-7 лет большую роль играет эмоциональность.

Общую активность ребенка определяет его психологическая активность, моторика, эмоциональность , темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребенка в течение дня, недели. У детей с неустойчивым вниманием и низким показателем памяти возникают трудности по основным предметам - письму, чтению, математике. Причем пробелы в знании обычно всплывают ко второму классу.

Самая распространенная ошибка родителей будущих первоклассников - определять готовность ребенка к школе по уровню общего развития. Сейчас в век информации ребенок много может знать об окружающем мире, запас накопленных знаний (информации) кажется родителям более чем достаточным. Но такие знания и умения не определят готовности к более сложным мыслительным операциям.

У "скороспелых первоклассников" процесс адаптации к школе происходит труднее и длительнее, они менее работоспособны, быстрее утомляются, могут капризничать, конфликтовать с одноклассниками, проситься домой. У них гораздо чаще проявляются трудности в обучении, процесс формирования навыков письма и чтения удлиняется. Большая часть этих детей не справляется с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Если у ребенка есть проблемы с развитием речи: сюда относятся запинки, неправильное произнесение звуков, бедный словарный запас, неумение вести диалоги и составлять связный рассказ по картинкам,то ещё до школы необходимо заниматься с логопедом. Таким детям школы с углубленным изучением иностранного языка или других предметов не рекомендуется.

Оценить готовность ребенка к школе родители могут не только у специалистов, но и самостоятельно.

Итак, будущий первоклассник должен иметь:

  • 1. В достаточной степени сформированное ВОСПРИЯТИЕ - уметь найти нужную фигуру из фона по контуру среди нескольких сложенных друг на друга картинок.
  • 2. В достаточной степени уровень развития ВНИМАНИЯ - уметь сосредоточить свое внимание на выполняемом задании хотя бы 10-15 минут, даже если оно ему не совсем интересно.
  • 3.В достаточной степени развитую МЕЛКУЮ МОТОРИКУ рук и КООРДИНАЦИЮ своих действий - ребенок должен уметь уверенно пользоваться ножницами и карандашами, проводить четкие линии, достаточно прямые (не дрожащим зигзагом), малыш должен уметь похоже срисовывать несложный узор или картинку, делить этот рисунок на части, у которого должен быть низ-вверх, уметь определять у у изображения лево и право.
  • 4. Иметь достаточный для запоминания объем ПАМЯТИ, запоминать с первого раза данное задание и удерживать его в памяти в процессе всего выполнения заданий.
  • 5. В достаточной степени развитое НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - уметь создавать законченные узнаваемые образы из различных материалов: конструктора, глины, мозаики, в собственном рисунке.
  • 6. Дети к 6 годам должны овладеть основами СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - уметь выделять существенные признаки предмета, проводить несложные логические размышления (например, устанавливать последовательность событий), сравнивать предметы, делать выводы, делать обобщения (например, объединяя одним словом "транспорт" и др.)
  • 7. В этом возрасте ребенок должен знать свою фамилию, отчество, день рождения, домашний адрес, называть имена родителей и чем занимаются они на работе и т.п., иметь представление о богатом мире разных животных, называть популярные растения и их отличие друг от друга, о существовании разных стран и городов. Не лишним для малыша будет знание букв и цифр, это облегчит ему учебу в 1-м классе.
  • 8. Ребенок должен иметь "эмоциональную зрелость", т.е. уменьшается количество импульсивных реакций. Дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования(т.е. когда "надо" уже может перевесить "хочу").
  • 9. Немаловажную роль играет многозначительная социальная зрелость ребенка. Это умение и желание общаться с детьми своего возраста, подчинять свое поведение законам детской группы и правилам игры, уметь строить адекватные отношения со взрослыми. У ребенка должна быть мотивационная готовность к школьному обучению, желание учиться, участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

Если результаты самостоятельного обследования вас несколько обеспокоили, или вы увидели, что в развитии ребенка есть некоторые отклонения, не стоит огорчаться, большинство недочетов можно устранить с помощью занятий со специалистами (педагоги, логопеды, психологи). Не забывайте, что психика ребенка в этом возрасте еще очень поддатливая и ее развитем можно руководить.

Но вот о чем всегда надо помнить! Это о том, что состояние здоровья ребенка в начале обучения - это тот резерв, запас сил, который определяет во многом успешность не только первого года обучения, но и всего школьного развития.





(c) Все права защищены. Все школы Москвы.