С и с т е м ы      о б р а з о в а н и я

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Все программы, по которым работают в школах, подчиняются стандарту образования. Все одобренные Минобразования и отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний.

Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности. Все развивающие системы ничем не лучше, но и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. У каждой системы обучения есть сторонники и ярые противники.

Система Занкова

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым Система Занкова Л.В. получила наибольшее признание педагогов. В основе ее лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств. Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно, при этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым" Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности, чтобы ученик напрягался, преодолевал препятствия, постигая материал, изучение материала происходит более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Степень трудности регулируется соблюдением меры трудности. Учителем предлагается только тот учебный материал, который может быть осмыслен школьниками. Если не соблюдать меры трудности, ребенок, не будучи в состоянии разобраться в предлагаемом материале, поневоле пойдет по пути механического запоминания. Тогда высокий уровень трудности из положительного фактора превратится в отрицательный.

Из-за неквалифицированной подготовки учителей методики представлены не в чистом виде, а лишь отдельными компонентами. Увы, нередки и искажения. Так принцип "высокой меры трудности" на деле часто оборачивается банальной перегрузкой. Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Комментарий:

- Методика хорошая, но в школах часто нет педагогов, которые могут действительно принять каждого ребенка таким, какой он есть.
- Закончив первый класс по программе Занкова с ребенком, могу сказать, что не всегда цели оправдывают средства. Нагромождение заданий, отсутствие логических связок в упражнениях по рус. языку(под одним номером предлагаются тексты задания, не связанные между собой,часто отсутствует понятийный аппарат, когда предлагается разделить слова на группы, но по какому признаку - не известно и проч.) Пока успевали только благодаря природной сообразительности ребенка. Думаю, что эта программа показана далеко не всем детям. Иначе это превратится в сплошной стресс всей семье.
- Преподаю по системе Л.В.Занкова первый выпуск (полный комплект) Считаю, что дети развиваются по-другому: творчески мыслят, способны решать нестандартные логические задачи. Но требует, конечно, большой работы учителя.
- Приняты Стандарты нового поколения и система Занкова считается приоритетной, поскольку она полностью соответствует новым требованиям. Подумайте о том, что рано или поздно, вашему ребёнку придётся идти в 5 класс, а там учебные пособия нового поколения. Безусловно занковцы перейдут безболезненно, а вот детям традиционной системы придётся очень непросто адаптироваться к развивающим учебникам.
- Система замечательная. Моя дочь заканчивает 4 класс по системе Занкова: было все и слезы, и радость, засиживались с уроками по ночам. Но если бы пришлось сейчас выбирать систему обучения, то это только Занков, детки все в классе смышленые не по годам!
- Не понимаю, почему эта система названа развивающей. Ну если только развивает головную боль у детей, и родителей. Но родители переживут, а вот у детей может развиться комплекс неполноценности!!! Уважаемые родители, если вам важны именно знания в школе для детей, то не отдавайте на эту программу, дети будут очень слабы в математике(если с ними не заниматься дополнительно дома). А математика- царица наук, без нее никуда!!!



следующая >>




Интересные сайты:

Фз 214 об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.



(c) Все права защищены. Все школы Москвы.